Аверина Галина Вениаминовна, преподаватель по классу «скрипка» МБУДО Детская школа искусств имени А.К. Лядова
Тема: «Роль коллективного музицирования в решении проблем начального этапа обучения игре на скрипке».

Практическая ценность и новизна педагогического опыта заключается в обновлении образовательных средств и усовершенствовании образовательного процесса, направленных на повышение значимости коллективного музицирования в решении проблем начального этапа обучения игре на скрипке в ДШИ/ДМШ.
В своей педагогической практике автор использует элементы следующих известных методик:
-
метод Галины Турчаниновой, которая советует распределять учеников в ансамбле таким образом, чтобы в каждом голосе было равное количество скрипачей по уровню способностей и обученности, учитывать психологические особенности ученика.
-
метод Эдуарда Пудовочкина: «групповой метод», соединяющий скрипичную технику с развитием слуха, чувства ритма, музыкальной памяти. В основе методики Э. В. Пудовочкина лежат два главных принципа: коллективное музицирование на начальном этапе обучения и комплексное развитие музыкальных способностей детей через игру в ансамбле.
-
метод Пола Роланда – «мягкое соревнование» – «кто лучше сегодня, тот пример для всех, а завтра может заработать похвалу любой, кто постарается». Дети играют, в основном, в унисон простейшие мелодии. Ученики разного возраста могут музицировать вместе.
-
метод Степана Мильтоняна, который весь подготовительный период и работу с начинающими строит в группе;
-
метод Шиници Сузуки: вовлечение большого количества детей в совместную творческую деятельность, что «делает всех абсолютно счастливыми».
-
метод Леопольда Ауэра – «Заставить скрипку говорить», показать, что скрипка ближе всех подходит к человеческому голосу. Техническую сторону подчинять художественным целям;
-
метод Марка Берлянчика – уделять внимание начальному периоду освоения инструмента: постановке рук юного скрипача, воспитанию культуры звука, совершенствованию исполнительской техники, развитию навыков ансамблевого музицирования, формированию репертуара;
-
методы Бориса Беленького, Матвея Либермана – воспитание культуры звука с самого начала обучения.
Изучая и используя на практике перечисленные методики, систематизируя собственные наблюдения, автор пришел к выводу, что коллективное музицирование играет важнейшую роль в решении проблем начального этапа обучения. К ним относятся:
-
Пополнение и сохранение контингента в классе скрипки.
-
Формирование устойчивого интереса к обучению.
-
Развитие специальных компетенций учащихся.
-
Развитие личностных качеств обучающихся.