ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
"САХАЛИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР
ПО ОБРАЗОВАНИЮ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА"

Южно-Сахалинск

Карла Маркса, 16, офис 412

+ (4242) 43-88-61

Приемная руководителя

Пн-Пт: 9:00 - 18:00

Офисы 401-413

Аверина Галина Вениаминовна, преподаватель по классу «скрипка» МБУДО Детская школа искусств имени А.К. Лядова 

Тема: «Роль коллективного музицирования в решении проблем начального этапа обучения игре на скрипке».
          Практическая ценность и новизна педагогического опыта заключается в обновлении образовательных средств и усовершенствовании образовательного процесса, направленных на повышение значимости коллективного музицирования в решении проблем начального этапа обучения игре на скрипке в ДШИ/ДМШ.
В своей педагогической практике автор использует элементы следующих известных методик:
  • метод Галины Турчаниновой, которая советует распределять учеников в ансамбле таким образом, чтобы в каждом голосе было равное количество скрипачей по уровню способностей и обученности, учитывать психологические особенности ученика.
  • метод Эдуарда Пудовочкина: «групповой метод», соединяющий скрипичную технику с развитием слуха, чувства ритма, музыкальной памяти. В основе методики Э. В. Пудовочкина лежат два главных принципа: коллективное музицирование на начальном этапе обучения и комплексное развитие музыкальных способностей детей через игру в ансамбле.    
  • метод Пола Роланда – «мягкое соревнование» – «кто лучше сегодня, тот пример  для  всех,  а завтра может заработать похвалу любой, кто постарается». Дети играют, в основном, в унисон простейшие мелодии. Ученики разного возраста могут музицировать вместе.
  • метод Степана Мильтоняна, который весь подготовительный период и работу с начинающими строит   в  группе;
  • метод Шиници Сузуки: вовлечение большого количества детей в совместную творческую  деятельность, что «делает  всех  абсолютно  счастливыми».
  • метод Леопольда Ауэра – «Заставить скрипку говорить», показать, что скрипка ближе всех подходит к человеческому голосу. Техническую сторону подчинять художественным целям;
  • метод Марка Берлянчика – уделять внимание начальному периоду освоения инструмента: постановке рук юного скрипача, воспитанию культуры звука, совершенствованию исполнительской техники, развитию навыков ансамблевого музицирования, формированию репертуара; 
  • методы Бориса Беленького, Матвея Либермана – воспитание культуры звука с самого начала обучения.
          Изучая и используя на практике перечисленные методики, систематизируя собственные наблюдения, автор пришел к выводу, что коллективное музицирование играет важнейшую роль в решении проблем начального этапа обучения. К ним относятся:
  • Пополнение и сохранение контингента в классе скрипки.
  • Формирование устойчивого интереса к обучению.
  • Развитие специальных компетенций учащихся.
  • Развитие личностных качеств обучающихся.
          Инновационным компонентом педагогического опыта является поэтапное включение детей в ансамблевую форму с первых шагов обучения в классе скрипки: вначале пассивной на основе использования видеозаписей, затем в дуэтах с преподавателем и одноклассниками, и далее – в ансамбле скрипачей. Специфика организации учебно-воспитательного процесса во вновь созданном коллективе такова, что всегда является новым условием образовательной деятельности и для преподавателя, и для учащихся, поскольку для ребенка – это новый вид деятельности, а для преподавателя – индивидуальный подход к поступившему ученику с учетом его возрастных психологических особенностей, особенностей характера, уровня музыкальных и общих способностей, воспитанности и т.д.
          Педагогический опыт автора имеет образовательно-методическую направленность и посвящен ансамблевому музицированию как наиболее продуктивному виду музыкальной деятельности в классе скрипки. Именно в ансамблевом музицировании автор видит один из возможных путей эффективного решения вышеперечисленных проблем в обучении младших школьников, в создании условий для овладения первоначальными навыками игры в ансамбле и формирования устойчивого интереса у обучающихся к совместному музицированию.