ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
"САХАЛИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР
ПО ОБРАЗОВАНИЮ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА"

Южно-Сахалинск

Карла Маркса, 16, офис 412

+ (4242) 43-88-61

Приемная руководителя

Пн-Пт: 9:00 - 18:00

Офисы 401-413

Живопись

В годы войны с фашизмом художниками было создано немало произведений, в которых они выразили всю трагедию войны и прославили подвиг победившего народа. Много молодых художников были участниками боев под Москвой, битвы за Сталинград, они форсировали Вислу и Эльбу и брали штурмом Берлин.

В течение войны было организовано две всесоюзных («Великая Отечественная война» и «Героический фронт и тыл») и 12 республиканских выставок, а в блокадном Ленинграде художники выпускали журнал «Боевой карандаш».

Художники писали по живым впечатлениям, а в них недостатка не было: большая искренность, страстность, восхищение людьми, стойко выдерживающими нечеловеческие испытания, прямота и честность художественного видения, желание быть предельно добросовестным и точным.

В эти годы развивается портрет. Сначала это были предельно скромные портреты, лишь фиксирующие черты человека военной годины, позже появились парадные, торжественные, иногда даже патетические изображения.

Также развивается бытовой и пейзажный жанр. Выставки пейзажистов в годы войны говорят об осмыслении ими пейзажа в новом образе, принадлежащему суровому военному времени.

Аркадий Пластов

Фашист пролетел, 1942

Современники утверждают, что зрители буквально застывали перед картиной А. Пластова «Фашист пролетел», экспонированной на выставке «Великая Отечественная война». Удивительно лирический, знакомый каждому осенний пейзаж – порыжелая трава, молодые тонкие березки, багряная осенняя листва, серое небо и, не будь в небе улетающего фашистского самолета, можно было бы подумать, что распростертый на земле мальчуган просто спит. Жестокое, бессмысленное, ничем не оправданное убийство.

Ни одно из произведений военных лет так не кричало, не взывало к мщению за миллионы загубленных врагом мирных людей.

Позже он говорил о внутренних мотивах, побудивших его, живущего в тылу человека, написать эту картину: «Осень тогда у нас стояла тихая, златотканая, удивительно душевная. И вот что-то пришло непомерно свирепое, невыразимое по жестокости. Надо было сопротивляться. Надо было кричать, чтобы проснулись даже мертвые. Надо было это чудовище показать во всем его обличье».

 Аркадий Пластов в своей картине отразил обыденную, повторяющуюся тысячи раз сцену той войны. Немцы в одиночку и парами, на бреющем полете, безнаказанно и хладнокровно гонялись за одиноким, бегущим по полю новобранцем; безжалостно расстреливали толпы безоружных беженцев: женщин, детей, с их скотиной и жалким скарбом; точно, как на учении, клали бомбы на санитарные поезда с отчетливо видимыми сверху красными крестами на белом поле. И всего этого врагу невозможно было простить.

 И тогда миллионы людей вдруг испытали непривычное в их обыденной жизни чувство жгучей, незатихающей ненависти, желания во что бы то ни стало убить фашиста, расстрелявшего невинного пастушонка и тем нарушившего элементарные законы человеческого общежития. Именно об этом и писал Пластов, а еще ярче он это сказал своей картиной.

Константин Юон

Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года, 1942

7 ноября – памятная дата отечественной военной истории. В этот день в 1941 году на главной площади страны состоялся традиционный военный парад в честь годовщины Октябрьской революции. Но этот парад стал особенным, поворотным моментом в истории России, а также Великой Отечественной и Второй мировой войн: весь мир увидел, что Красная армия и Советский Союз полны решимости защищать свою Родину при любых обстоятельствах. Войска уходили с парада прямиком на фронт, на защиту Москвы.

Проведение парада воодушевило москвичей, а Константин Юон решил написать картину, посвященную параду, чтобы зафиксировать в памяти поколений этот момент. Сюжет картины прост – на Красной площади выстроились в шеренги солдаты, которые гордо чеканя шаг, пройдут почетный круг по площади и отправятся на фронт, защищать подступы к Москве. Но в этой простоте скрывается величие и торжественность момента – видно, что этот парад не пафосное мероприятие, призванное подчеркнуть мощь Советского Союза, а демонстрация несломленного духа, веры в правое дело, любви к своей Родине.

Работа длилась целый год, причем, сложней всего художнику давался образ Москвы, который по его замыслу должен был стать не столько фоном, сколько композиционной составляющей картины и действующим лицом. Неуютная, холодная, неприветливая, спрятавшаяся под сумрачным небом со свинцовыми тучами, Москва уже не кажется беззащитной и растерянной, как в первые дни войны. Она собралась, мобилизовала все свои силы, гордо выпрямилась и замерла, готовясь отразить врага.

Наконец, в 1942 году работа была окончена и представлена членам художественных объединений, которые высоко оценили полотно мастера.

Александр Дейнека

Оборона Севастополя, 1942

В феврале 1942 года Александр Дейнека вместе со своим другом — художником Георгием Нисским ездил в район боевых действий под Юхнов. По возвращении он увидел напечатанный в одной из немецких газет снимок разрушенного Севастополя. Позднее художник вспоминал: «Шла тяжёлая война. Была жестокая зима, начало наступления с переменным местным успехом, тяжёлыми боями, когда бойцы на снегу оставляли красные следы от ран и снег от взрывов становился чёрным. Но писать всё же решил… «Оборону Севастополя», потому что я этот город любил за весёлых людей, море и самолёты. И вот воочию представил, как всё взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, как даже дети почувствовали, что такое блокада».

В работе над картиной художнику помогали новостные сводки и наработанный прежде живописный и графический материал. Впрочем, фронтовых зарисовок и старых альбомных рисунков Севастополя было недостаточно, чтобы передать весь драматизм события. Художник лепил фигуры своих героев из пластилина, а матроса с гранатами на переднем плане написал с натуры. Интересно, что Александру Дейнеке позировала знакомая спортсменка, ведь все мужчины с подходящим телосложением были на фронте.

Работу над картиной художник начал в конце февраля 1942 года, а завершил большое полотно (четыре на два метра), посвящённое защите Севастополя к выставке «Великая Отечественная война», которая открылась осенью того же года. Сам он вспоминал впоследствии: «Моя картина и я в работе слились воедино. Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину».

Сергей Герасимов

Мать партизана, 1943

К моменту наступления Великой Отечественной войны Сергей Васильевич Герасимов был уже достаточно знаменитым художником, большинство его полотен были посвящены жизни русской деревни, не стала исключением и картина «Мать партизана», раскрывающая тему героизма рядового советского человека в годы войны. В центральной части картины, с гордо поднятой головой стоит мать партизана.

Как говорил сам художник: «Я хотел показать в её образе всех матерей, которые отправили на войну своих сыновей». Женщину не могут запугать немецкие захватчики. За её спиной родная земля, оскверненная врагами и залитая кровью родных, священная родная земля. Великую силу народного гнева ощущают на себе фашисты. На фоне русской женщины немецкий офицер кажется жалким. Светлая и сильная, стоит она на фоне дымного пожарища. Её лицо хранит суровую печать великого страдания, но это страдание гордого, сильного человека. В контраст с образом матери вступает образ гитлеровца, лишенный яркой индивидуальной характеристики, выделяются лишь низкий лоб и тяжелая челюсть фашиста, придающие его облику нечто звериное. Остальные персонажи согласно задумке автора, вторичны и прорисованы лишь в общих чертах.