ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
"САХАЛИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР
ПО ОБРАЗОВАНИЮ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА"

Южно-Сахалинск

Карла Маркса, 16, офис 412

+ (4242) 43-88-61

Приемная руководителя

Пн-Пт: 9:00 - 18:00

Офисы 401-413

Мясковский Николай Яковлевич (1881–1950) – композитор, педагог. Как создатель крупнейшей композиторской школы, выпустил более 80 учеников, в числе которых были В.Шебалин, А.Хачатурян, Д.Кабалевский, Г.Галынин, Б.Чайковский, А.Эшпай. Оставил большое художественное наследие: 27 симфоний и 13 других крупных оркестровых композиций, 6 инструментальных концертов и 13 струнных квартетов, 12 сонат для различных инструментов и около 100 фортепианных пьес, чаще всего сгруппированных в циклы и сборники, 2 кантаты и более 100 романсов и т.д.

В творчестве Мясковского мгновенно отражались все события жизни советской страны: революция и гражданская война, Великая Отечественная война, дружба народов СССР, их братская сплочённость, радость победы и тяжесть утрат советского народа.

На самое начало войны композитор отозвался сразу двумя звуковыми полотнами – Двадцать второй и Двадцать третьей симфониями (обе 1941).

Симфония № 22 написана в эвакуации в г. Нальчике в сентябре 1941 года, работа над оркестровкой проходила в октябре и была завершена 3 ноября 1941 года.

Произведение имеет авторское название «Симфоническая баллада» или «Симфония-баллада». Программный заголовок «Об Отечественной войне 1941 г.» был снят после первого исполнения в Москве (1942).

 Н.Я. Мясковский писал: «Почему баллада? А разве тон повествования не чувствуется? Конечно, там нет никакого конкретного сюжета, а разве на фоне спокойной повести I-ой части не слышна угроза (начало), разве II часть — не кошмар завоевательных и тому подобных ужасов, а в финале не слышно борьбы за освобождение (II-я тема) – разработка (в ней главное – тема из Адажио) – и гимна победы, но без бряцания оружием; неужели не достаёт всей мишуры, звуковых и словесных выкрутасов, чтобы психологическое отношение художника к войне стало ясным…»

Симфония № 22 – первый в советской музыке отклик среди произведений крупной формы на грозные события Великой отечественной войны.

О воплощении замысла композитор писал В. В. Держановскому: «Симфоническая баллада не имеет конкретных образов, как в 7-й симфонии Шостаковича, и подзаголовок «Об Отечественной войне 1941 г.» надо понимать, как личное мое отношение: смутные предчувствия пронизывают прекрасную, безмятежную жизнь, затем все погружается в жуткий мрак и страдания; возникающие силы сопротивления дают надежду на освобождение, а разражающиеся в разработке финала резкие столкновения приводят к освобождению и гимну победы. Грубо — так, в музыке все, конечно, гораздо складнее».

В своем произведении Николаю Мясковскому удалось показать бессмысленность войны через смерть, через страх и оцепенелость, насквозь пронизывающие человека, столкнувшегося с последствиями массовой гибели людей.

Премьера симфонии № 22 состоялась в Тбилиси 12 января 1942 года, оркестром дирижировал А. Л. Стасевич.

Двадцать вторая симфония выдвигалась на присуждение Сталинской премии.