ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
"САХАЛИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР
ПО ОБРАЗОВАНИЮ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА"

Южно-Сахалинск

Карла Маркса, 16, офис 412

+ (4242) 43-88-61

Приемная руководителя

Пн-Пт: 9:00 - 18:00

Офисы 401-413

Падалка Александр Григорьевич, преподаватель МБУ ДО «Детская школа искусств «Этнос»» г. Южно‐Сахалинска

Тема: «Основные приемы и методы работы концертмейстера в классе сольного и хорового пения»

Одной из серьёзных проблем для концертмейстера является подбор аккомпанемента к исполняемому произведению. Не секрет, что большинство нот для сольного и хорового народного исполнения вовсе не имеют полной фактурой аккомпанемента. Это может быть просто одноголосная мелодия или нотная строчка с аккордовой цифровкой. В этом случае концертмейстеру необходимо подобрать сопровождение по слуху. В качестве образца для сочиняемого сопровождения может являться фактура аналогичного по стилю и характеру произведения. Автор опыта имеет собственный подход к созданию аккомпанемента в соответствии с задачами, определяемыми исполнительскими возможностями обучающихся.
О роли концертмейстера-баяниста в классе сольного и хорового народного пения написано очень мало. Многие концертмейстеры-практики пытаются поделиться опытом, размещая свои статьи и разработки в интернете: Кушнерова Л.А., Ермаков Д.Г. и Вяльшина Т.В. В ВУЗах и СУЗах страны в последнее время стали все больше уделять внимание вопросам аккомпанемента для баяниста. (Фролов С.В., Шендерович Е.М.) Однако при всей актуальности данной проблемы материала все еще недостаточно.
Предметы «Сольное и хоровое народное пение» введены в учебный план образовательного процесса в Детской школе искусств «Этнос» с самого начала ее образования. Концертмейстер является одним из главных стержней в создании артистических номеров. Ведь его аккомпанемент — это часть музыкального произведения и является сложным комплексом выразительных средств. Исполнитель, будь то солист или коллектив, и концертмейстер являются членами единого, целостного музыкального организма. Это вокальный ансамбль-дуэт, в котором баяну принадлежит огромная роль, далеко не исчерпывающаяся чисто служебными функциями гармонической и ритмической поддержки партнёра.
Особенности работы концертмейстера с вокалистами заключается в глубоком понимании природы музыкального искусства и певческого голоса, специфики народного пения, секретов взаимодействия инструмента и голоса, в поисках разнообразных методов концертмейстерской работы.
Автор предлагает собственный подход к созданию аккомпанемента к произведениям русской традиции с учетом исполнительских возможностей солиста или народно-певческого коллектива.
Автор опыта не только делится секретами такой работы, но и публикует созданные им обработки русских народных песен.

От составителей

В последние годы интерес к детскому народному исполнительству возрастает. Доказательством этому служит появление многочисленных фестивалей и конкурсов, где представлено сольное исполнительство детей любительского и профессионального уровней.Подбор репертуара для начинающих певцов является одной из важных задач педагога, занимающегося с детьми освоением русского творческого наследия. Прежде всего, он должен соответствовать исполнительским возможностям детей, их вокальной подготовке, возрасту, а также он должен вызывать интерес, как у исполнителей, так и у слушателей.Репертуар — это фундамент всей творческой работы с обучающимися. Именно он позволяет раскрыть все лучшие стороны вокального звучания, способствовать творческому росту певца, особенно начинающего.
Публикуемый материал представляет собой несомненную практическую ценность. Он состоит из двух разделов. В первом помещаются две взаимодополняющие статьи преподавателя сольного народного пения Е.Алешко «Сольное народное пение в детской школе искусств “Этнос”» и концертмейстера в классе сольного пения А.Падалки «Основные приемы и методы работы концертмейстера в классе сольного и хорового народного пения». Во втором разделе представлен нотный материал.
В сборник вошли 20 русских народных песен разных областей России для детей младшего школьного возраста. Все произведения апробированы на уроках сольного народного пения, в концертной и конкурсной практике авторами сборника. В нем содержаться песни разных жанров: календарные, шуточные, частушки, колыбельные, прибаутки, игровые и вечёрочные, центральное место занимают плясовые. Песни, вошедшие в сборник, отобраны из различных изданий, в которых все музыкальные образцы были представлены одной нотной строкой вокальной линии. Аккомпанемент принадлежит авторскому перу А.Г. Падалки. Те произведения, в которых аккомпанемент не представлен, являются переложением или обработкой народной мелодии Е. Алешко. Такая работа выполнялась в том случае, если песня не соответствовала вокальным возможностям ребенка или требовала адаптации для детского исполнения: сокращения, упрощения, замены текста и фрагментов мелодии. Данные произведения могут исполняться и начинающим любительским, и профессиональным вокалистом; послужат подспорьем многих практикующих педагогов и концертмейстеров, работающих с детьми над освоением народных песен. Все они смогут украсить концертные и конкурсные программы, будут встречены добрыми аплодисментами благодарной публики.
Сборник «Летела гаголка» является результатом многолетней практической работы концертмейстера Падалки Александра Григорьевича и преподавателя Алешко Елены Ивановны в классе сольного и хорового народного пения Детской школы искусств «Этнос» г. Южно-Сахалинска. Осваивая дополнительную предпрофессиональную образовательную программу «Музыкальный фольклор», дети обучаются не только пению в ансамбле или хоре, но и имеют возможность заниматься индивидуально, овладевая навыками сольного пения. Время диктует не стоять на месте, двигаться вперед, развиваться не только учащимся, но и, в первую очередь, наставникам. Работа по созданию новых программ, подбор сольного и ансамблевого репертуара носит системный и плановый характер. Задача педагога и концертмейстера, авторов публикации, оформить накопленный материал в репертуарный сборник, сделать его понятным и доступным всем, кто интересуется народной инструментальной музыкой и песней.
Выражаем искреннюю благодарность директору Детской школы искусств «Этнос» Анне Александровне Вороховой и начальнику Департамента культуры администрации города Южно-Сахалинска Герасимовой Ирине Викторовне за помощь в подготовке сборника и обобщении передового педагогического опыта концертмейстера, автора ярких аранжировок вокальных произведений А.Г.Падалки.
Авторы надеются, что сборник «Летела гаголка» будет востребован и принесёт реальную пользу всем работающим в жанре народной песни.
Е.И. Алешко — преподаватель сольного и хорового народного пения МБУДО ДШИ «Этнос»
А.Г. Падалка — концертмейстер в классе сольного и хорового народного пения
МБУДО ДШИ «Этнос»