ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
"САХАЛИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР
ПО ОБРАЗОВАНИЮ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА"

Южно-Сахалинск

Карла Маркса, 16, офис 412

+ (4242) 43-88-61

Приемная руководителя

Пн-Пт: 9:00 - 18:00

Офисы 401-413

Плакаты

Советские плакаты времен Великой Отечественной войны 1941-1945 годов были одним из массовых побуждающих средств агитации, действуя наравне с газетами и радио они призывали всех людей необъятной страны выступить против фашизма.

В первые же дни Отечественной войны были созданы «Окна ТАСС» — объединение художников, поэтов, журналистов – мощное пропагандистское оружие. В них сотрудничали поэты Д. Бедный, С. Маршак, В. Лебедев-Кумач, К. Симонов, художники Б. Ефимов, Кукрыниксы (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н. Соколов), М. Черемных.

Плакаты «Окон ТАСС» знала вся страна. Размноженные в уменьшенном формате, они доставлялись на фронт, самолеты в виде листовок разбрасывали их над оккупированными городами и селами, внушая людям веру в нашу победу. В самых ярких и наглядных образах они показывали весь ужас войны и всю бесчеловечность фашизма, который решил покорить себе весь мир.

Многие из этих плакатов стали настолько известными, что используются даже сегодня и считаются настоящими шедеврами искусства плакатного дела.

 

Ираклий Тоидзе

Родина-мать зовёт! 1941, литография

«Родина-мать зовёт!» — знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны. Работу над ним Ираклий Тоидзе начал в момент сообщения Совинформбюро 22 июня 1941г.  Позировала для образа Родины-матери жена художника — Тамара Теодоровна. Примечательно, что сам образ матери, будучи собирательным, одновременно был для каждого и глубоко личным — в нём каждый на фронте, безусловно, видел своё дорогое только ему одному лицо.

Сын Ираклия Моисеевича Александр вспоминает: «Мама рассказывала, что, услышав сообщение Совинформбюро о нападении фашистов, страшно испугалась за детей. Вбежав к отцу в мастерскую, мама с шумом распахнула дверь, крикнула в отчаянии: «Война!» Видимо, выражение лица у нее было такое, что отец воскликнул: «Стой так и не двигайся!» … Мама стояла у окна и позировала. У нее то и дело затекала поднятая вверх рука»

К утру плакат был готов. Уже к концу месяца плакат «Родина-мать зовет!», напечатанный огромными тиражами, увидела вся страна. Агитки клеили на вокзалах и на сборных пунктах, в госучреждениях и колхозных конторах, да и просто на улицах – на дощатых заборах и кирпичных стенах. Известны случаи, когда, сдавая немцам тот или иной населенный пункт, наши солдаты напоследок срывали плакатики с «мамой» и уносили с собой. Типографии военного времени даже выпустили специальный, «миниатюрный» тираж «Родины-матери». Репродукции размером чуть меньше обычной почтовой открытки хранились у многих фронтовиков. Их носили в нагрудных карманах гимнастерок – рядом с фотографиями дорогих и любимых людей, рядом с партийными и комсомольскими билетами.

Леонид Голованов

Дойдём до Берлина! 1944 г., литография

В 1944 году Леонид Голованов создал плакат, которому суждено было стать одним из самых известных произведений данного жанра. Человек, ставший прототипом героя плаката, внёс огромный личный вклад в Победу. О снайпере Василии Голосове много писали фронтовые газеты, его портрет был известен как нашим бойцам, так и немцам. К июню 1943 года на личном счету Василия Голосова значилось 422 уничтоженных гитлеровца, из которых 70 являлись снайперами. Это один из лучших результатов среди всех снайперов, участвовавших во Второй мировой войне. 16 августа 1943 года во время боёв за село Долгенькое Изюмского района Харьковской области гвардии лейтенант Василий Голосов был убит осколком немецкого снаряда.

Художник Леонид Голованов во время работы над плакатом «Дойдём до Берлина!» видел многочисленные фотографии Василия Голосова и решил, что именно его образ лучше всего подходит для реализации его задумки. Так погибший герой продолжил воевать, поддерживая и укрепляя боевой дух своих товарищей.

Кукрыниксы (М. Куприянов, П. Крылов, Н. Соколов)

Беспощадно разгромим и уничтожим врага! 1941, литография

Псевдоним Кукрыниксы составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова.

В 1941 году, на третий день войны, появился плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», где показано в стиле карикатуры вероломство Гитлера, нарушившего Договор о ненападении между СССР и Германией. Но солдат Красной Армии содрал маску с лица Гитлера и уничтожил коварного врага. Плакат точно реагировал на главное чувство, охватившее в те дни советский народ, — всепоглощающий страх. Противопоставление гигантского воина Красной армии миниатюрному Гитлеру должно было успокоить нацию, уверить ее в собственных силах, способности отразить удар. Карикатура выполняла психотерапевтическую функцию в масштабах всей страны, и в течение следующих лет эта функция оставалась главной: что было смешно, уже не было страшно.

Окна ТАСС

Редакция-мастерская по выпуску военно-оборонного плаката «Окна ТАСС» была создана 25 июня 1941 года, на третий день Великой Отечественной войны. Сатира, юмор и смех являлись главным ключом к образным решениям плакатов «Окон ТАСС». По этим причинам они были очень популярны в годы войны.

Это были агитационные плакаты военной тематики, выпускавшиеся вручную, трафаретным способом, без использования каких-либо технических средств. В коллектив художников входило свыше 560 человек. Художники работали в три смены и выпускали до 1000 экземпляров плакатов ежесуточно, а время, разделявшее изготовление оригинала и выход готового плаката, не превышало 24 часов.

Всего с 25 июня 1941 года по 29 декабря 1946 года было выпущено 15 млн экземпляров плакатов.

Во время битвы за Москву 1941-1942 годов сотрудникам «Окон» приходилось работать в тяжелейших условиях. Из-за дефицита масляного растворителя художникам сначала пришлось перейти на работу со скипидаром, а затем и с ацетоном. Из-за необходимости соблюдать условия светомаскировки (мастерские «Окон» находились рядом со зданиями МИД и КГБ) проветривать помещения в ночное время не представлялось возможным. По воспоминаниям работников, из-за высокой концентрации токсичных паров за ночь скорая помощь могла увозить от трех до шести трафаретчиков в тяжелом состоянии.

Солдаты, приезжавшие в столицу за новым тиражом плакатов, приводили слова немцев: «Как только будет взята Москва, все, кто работал в «Окнах», будут висеть на фонарных столбах».